Skip to content
 

Проблемы деятельности автошкол в условиях новых примерных программ

II Moskovskaya konferenciya avtoshkol Rossii

II Московская конференция автошкол России

11 сентября в гостиничном комплексе «Измайлово» состоялась II Московская конференция автошкол России

«Проблемы деятельности автошкол в условиях новых примерных программ».

Повод. Введение новых образовательных программ и требований поставило под угрозу закрытия 90 % автошкол России. Около 80 000 преподавателей, методистов, инструкторов и других специалистов автообразовательной сферы уже в ближайшие месяцы, даже недели, могут потерять работу.

История вопроса. В 2013 году появилось Постановление Правительства РФ с поручением Министерству образования и науки РФ разработки примерных программ профессионального обучения водителей. К разработке программ приступила рабочая группа. Результатом деятельности рабочей группы, состоявшей в основном из представителей бизнеса, занимающегося производством и сбытом учебных пособий для автошкол, автодромов, стало создание нежизнеспособных программ, которые своими неадекватными требованиями фактически поставили крест на системе российского автообразования.

В августе 2014 примерные программы вступили в законную силу. Сообщество автообразования в шоке. Составляются обращения к ГИБДД и Минобрнауки с просьбами о встрече и проведении диалога. Во встречах отказано. Обращения игнорируются.

Ассоциации автошкол начинают писать письма во все инстанции, пытаясь быть услышанными. Письма игнорируются. Обращения организаций  автообразования обосновываются чиновниками как желание автошкол отложить принятие программ. Автошколы вынуждены обратиться к президенту страны, после чего активность разработчиков программ достигает своего предела.

Во всех СМИ президент торгового дома МААШ Татьяна Шутылева и другие члены межведомственной комиссии,  разработчики программ, настаивают на легитимности новых требований. Инакомыслящие на эти мероприятия приглашаются крайне редко или удаляются из зала заседаний, если по счастливой случайности им удалось там быть. Появляются определения серых , портфельных автошкол. Никаких списков подобных школ нет ни в ГИБДД, ни в Минобрнауки. Обезличивание и навешивание ярлыков приводит к тому, что под лозунгом «Нет портфельным автошколам» чиновники пытаются давить своих оппонентов. На них же натравливаются силовые структуры. В частности, под различными предлогами прокуратура начинает инициировать проверки автошкол.

Сегодня. Перед угрозой массовых закрытий и увольнений автошколы сомкнули ряды. Собираются представители организаций со всех уголков России. Используя главное оружие оппонентов – СМИ, представители общественных организаций и сообществ автообразования путем инициирования публикаций в Интернете и печатных СМИ, проведения пресс-конференций, пытаются пригласить чиновников на открытый диалог с автошколами. Впервые с момента вступления в силу программ, на конференцию представителей автошкол России 11 сентября 2014 года приезжает представитель от ГИБДД. Предлагает свою поддержку и депутатский корпус, в частности депутат от фракции КПРФ Александр Потапов.

Удивителен факт, что в то время как контролирующие органы понимают представителей автошкол в том, что некоторые требования в нормативных документах нуждаются в коррекции, торговый дом МААШ и другие организации, принимавшие участие в разработке новых программ, активно лоббируют их ужесточение, ликуют и подсчитывают прибыль с продажи учебного оборудования. Подобный «пир во время чумы» обескураживает автосообщество.

Кажется, коллапс в сфере автообразования близится к своему апогею. Аргументы автошкол, выступающих против программ (а их не менее 80 % от общего числа автошкол в России),  подкрепляются документальными подтверждениями о  повсеместно  возникающих «перегибах на местах».

Методы борьбы. Елена Зайцева, спикер конференции, предложила представителям автошкол подготовить коллективное письмо президенту РФ Владимиру Путину: «Непродуманные действия чиновников, утвердивших нормативные документы для автошкол, могут привести к тому, что большое число автошкол, ранее достойно обеспечивавших потребности граждан и автотранспортных предприятий, прекратят работу. Необходимо ввести в курс Президента РФ, гаранта соблюдения законности в стране, о негативной ситуации в автообразовательной сфере, вызванной произволом со стороны ряда чиновников.

Владимир Виноградов, ведущий юрист автообразования, добавил к словам Елены Зайцевой, что необходимо также писать жалобы на представителей контролирующих органов. Злоупотребления, намеки на предполагаемую мзду со стороны органов, контролирующих работу автошкол, надо безжалостно пресекать. Победить крючкотворчество и некомпетентность чиновников, по мнению юриста, можно лишь следуя букве закона.

Сергей Лобарев, председатель Гильдии автошкол России, предложил активизировать работу ассоциацию автошкол, создать «Центр методологической поддержки автошкол» для оказания  помощи Минобрнауки РФ. Он предложил также создать «Фонд правовой поддержки автошкол».  Председатель Гильдии автошкол, надеется, что решить вопрос мирным путем возможно. Присутствовавший на конференции Леонид Ольшанский, вице-председатель Движения автомобилистов России, соглашаясь с Сергеем Лобаревым и Владимиром Виноградовым, что путь мирного урегулирования, несомненно, более конструктивен, тем не менее отметил, что, если голос автообразовательного сообщества не будет услышан, организованный митинг протеста – единственный шанс, который останется у автошкол, чтобы достучаться до власти.

Итог. Представители ГИБДД должны провести новую встречу с чиновниками Минобрнауки. Запланирована встреча представителей автообразования и ГИБДД в режиме онлайн. Очевидно, что игнорировать требования многотысячной толпы о сохранении рабочих мест чиновникам будет сложно. Однако если это все-таки произойдет, из внутренней проблемы автообразовательного сообщества проблема может перейти в статус политической и остросоциальной.

Прием на обучение в автошколах уже остановлен. Два-три месяца простоя, и многие автошколы будут вынуждены признаться в банкротстве. Крах автообразовательной системы аукнется по всей стране: цены за обучение в оставшихся автошколах взлетят до небес, десятки тысяч людей останутся без работы, наработанные за десятилетия методики обучения будут безвозвратно утеряны, водители-недоучки, купившие права за астрономические деньги, заполонят дороги, а коррупция расцветет как вечно зеленый лавр. В выигрыше останутся только МААШ и аффилированные с нею структуры: рынок автообразования отвоеван и монополизирован, учебное оборудование раскупается на «ура». Там, где большой бизнес играет «по-крупному», нет места сожалениям. Ломать — не строить

Источник : http://www.autogild.ru/новости/5988